ГРУППА «ПЧЁЛКИ»

Дисциплина - это обучение правильному поведению.

 Большинство родителей согласятся с тем, что в некоторых случаях требуются дисциплинарные меры воздействия. Но какие? Лучшим ли выходом будет накричать на ребёнка, поставить его в угол ли просто отшлёпать?

Дисциплина - более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, обозначающего "учить". Дисциплина предполагает обучение детей правильному поведению. Маленькие дети не могут управлять своим поведением и держать под контролем внутренние побуждения. Они нуждаются в руководстве взрослых.

Трёхлетние дети должны подчиняться установленным правилам. Они пугаются, если их предоставляют сами себе. Дети считают, что правила - это форма защиты, созданная заботливыми родителями. Даже если они и нарушают одни правила, они учатся уважать другие. Это часть цикла их развития.

Приёмами дисциплины являются объятия, поцелуи, похвалы, объяснения, установление правил и моделирование правильного поведения. Все эти приёмы должны использоваться в комплексе, чтобы добиться желаемого результата. Цель же наказания состоит в том, чтобы дети неукоснительно выполняли запреты родителей.

Установление правил.

Постоянная дисциплина не означает простого установления правил после того, как ребёнок сделал что-то недозволенное. Она предполагает воспитание у ребёнка чувства ответственности. Правила должны быть изложены чётко и определённо. Например: "Все должны мыть руки пред едой".

Правила надо последовательно проводить в жизнь. Если ребёнок знает, что ему положено руки мыть всегда, он безоговорочно подчиняется. Если он знает, что садиться за стол с чистыми руками можно не всегда, то будет стараться нарушить это правило каждый раз. Он пытается сам решить, в каком случае можно мыть руки, а в каком - необязательно.

Правила нужно объяснять: "Все моют руки перед едой, чтобы в организм не попали микробы". У родителей обычно есть веские причины для установления тех или иных правил. Трёхлетние дети уже начинают воспринимать разумные доводы. Это прекрасное время, когда родители могут что-то объяснить ребёнку. Он будет следовать правилам сознательно, а не по принуждению.

Правила должны соответствовать уровню развития ребёнка, например, за то, что он рассказывает выдуманную историю (немного воображения полезно) или плохо ведёт себя в магазине (ему трудно приспособиться к необычной обстановке).

Правила должны быть выполнимыми и разумными по количеству. Не все аспекты жизни трёхлетнего ребёнка требуют установления строгих правил. Главное - его безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать незначительные, неопасные отклонения в его поведении, например, нытьё и хвастовство. Как только ребёнок поймёт, что таким поведением он не привлечёт ничьего внимания, он прекратит это делать.

Избегайте конфликтов.

Разумеется, если ребёнок ведёт себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако родители могут предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их.

Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребёнка, то не будет необходимости весь день твердить ему: "Нет, не трогай это, положи на место".

Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации. Это касается препирательств с ребёнком по поводу еды. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит сопротивление. Лучше всего - похвалить ребёнка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.

Если ребёнок собирается сделать что-нибудь запрещённое, вовремя отвлеките его.

Положительные эмоции.

Дети испытывают потребность в объятиях, поцелуях, похвалах и положительном к себе отношении. Они изо всех сил стараются добиться этого. Малыши нуждаются в постоянном внимании. Они даже могут нарочно плохо себя вести, чтобы только привлечь внимание взрослых. Вывод для родителей ясен: уделяйте внимание хорошему поведению и игнорируйте нежелательное.

Детям нужны положительные эмоции. Они должны получать их гораздо больше, чем отрицательных. Родителям поучительно было бы задуматься о том, что они говорят своим детям.

По меньшей мере раз 20 в день родителям следует сказать ребёнку, как он хорошо себя ведёт. Подойдите к нему, когда он тихо играет с игрушкой или смотрит видеофильм. Положите руку на плечо или поцелуйте и скажите: "Мне нравится, как ты играешь с кубиками". Своё положительное отношение можно выразить быстро, чтобы не нарушать игры ребёнка. Просто дайте понять, что хорошее поведение не осталось незамеченным.

Очень важно часто хвалить ребёнка. Похвала - это способ передачи ему ваших ожиданий. Похвала развивает у ребёнка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребёнок легче переносит замечания. Он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.

Родители должны следить за своим поведением и показывать ребёнку хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей.

Уважаемые родители! Помните, что дисциплина - это не просто слепое послушание. Чтобы из маленьких детей получились дисциплинированные взрослые, им нужны терпеливые и любящие учителя.

24 января 2014 в 21:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.