Все успешные люди когда-то были детьми – это факт. Но не все дети вырастают в успешных людей – это тоже факт. При этом все родители хотели бы видеть своих детей успешными в будущем.
Какие же качества для этого нужно развивать у ребенка? Поможет ли гонка раннего развития будущему успеху? Важно ли научиться читать раньше, чем ходить? Нужно ли закладывать энциклопедические знания с рождения, демонстрируя карточки Домана? Обязателен ли спорт?
Прежде, чем понять, что нужно развивать, хорошо бы определиться, к чему нужно прийти.
Что будет показателем того, что выросший ребенок успешен в жизни? Каких людей вы считаете успешными? Что для вас является критерием успеха?
Я спросила женщин «Кто такой успешный человек?»
Тот, который удовлетворен своим местом, своим делом и своими отношениями в этой жизни.
Тот, которого любят, ценят, уважают.
Тот, который добился самореализации и признания общества.
Тот, который может радоваться тому, что есть.
Тот, который вкладывает душу в свою работу.
Тот, который умеет любить, дружить, прощать, ладить с близкими и быть счастливым.
Тот, который деятельный, любознательный, сильный духом, уверенный в себе, с высокой самооценкой.
Тот человек, который ставит цели и добивается их без вреда для здоровья и окружающих.
Я спросила мужчин. Всего трех мужчин, но самых близких.
Мужчина, которому больше тридцати лет, ответил так:
Успешный человек – это человек, который добивается значимых для себя целей социально приемлемыми способами и при этом у него остается время на отдых и личную жизнь.
Мужчина, которому одиннадцать лет ответил так:
Это человек, который получает все, что хочет.
Мужчина, которому четыре года ответил так:
Это человек, который устал.
Однако, как же я с ним согласна… А вы никогда не чувствовали чертовскую усталость вместе с радостью успеха? «Я это сделал. А теперь оставьте все меня в покое на пару дней.»
Если успех – это радоваться тому, что есть, любить, дружить, вкладывать душу, то для этого не нужны кубики Зайцева, карточки Домана и билингвальность. А нужны ли они для достижения целей? Может быть и пригодятся… Хотя, можно и без них… На самом деле не так критично, по какой методике занимаются с ребенком. Важно, что с ним вообще занимаются. Спорт – хорошо. Но можно и без спорта… Просто опирайтесь на врожденные способности ребенка. Следуйте за ним. Наблюдайте, изучайте. Что больше всего ему нравится? Что лучше всего получается? К чему есть стремление?
Что же тогда нужно развивать для будущего успеха? Получается так:
Умение ставить цели.
Умение их достигать.
Умение отдыхать.
Умение строить отношения с другими людьми.
А как это развивать? На личном примере. Другие способы менее эффективны. Очень мне в этом плане нравится английская пословица: «Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.»
И я ставлю новую для себя цель, сообщаю о ней своему старшему сыну, говорю, что я для этого буду делать сегодня, завтра и послезавтра. А потом обязательно делаю. Нельзя не сделать: сын смотрит.
Учите ребенка достигать цели. Даже если эта цель — седьмая ступенька лестницы. И обязательно верьте в его успех, чтобы он тоже в него поверил.